МБОУ СОШ №1 города Минеральные Воды
г.Минеральные Воды
  • В 2025 году – 125 лет со дня рождения А. де Сент-Экзюпери

    Автор: Веселова С.А.
    В 2025 году – 125 лет со дня рождения А. де Сент-Экзюпери.

    «Маленький принц» – культовое произведение XX века. Сама биография лётчика-писателя, совершившего десятки перелётов, могла бы стать объектом детального изучения. Сейчас мы говорим об А. де Сент-Экзюпери: 29 июня 2025 года исполняется 125 лет со дня его рождения. Кто не помнит изящную сказку, написанную полудетским печальным языком, о странствиях гостя Земли?

    Каждая строка главной книги прозаика наполнена внутренней метафорой. В совокупности  с необычным, но архетипическим хронотопом и авторскими иллюстрациями, выполняющими роль второго, сопровождающего текста, произведение приобретает свою неповторимую атмосферу. Даже цвет в этой философской сказке-притче воссоздаёт некую базовую, общемировую архитектуру.

    В тексте «Маленького принца» отчётливо звучит мотив прощания. Произведение словно написано на излёте жизни или жизненного рубежа. В реальности оно создано за два года до гибели автора. Однако в силу непредсказуемости это не могло послужить причиной тональности сказки. Сделанные А. де Сент-Экзюпери в посвящении отсылки, а также известные исследователям события из биографии писателя могут дать некоторые ключи к разгадке считающейся притчей истории. Впрочем, увлекаться схематизацией при анализе произведения не стоит: оно словно наперёд подготовило те сентенции, которые прозвучат как ответ, какой бы вопрос ни был задан читателем.

    Сочетание двух временных планов в «Маленьком принце» усиливает эффект отнесённости произведения к прошлому, настоящему и будущему одновременно. Вспоминая о прошлом через искания главного героя, автор видит истоки своего настоящего, анализирует будущее. Намеренно сделанный «открытый финал», по сути им не являющийся, но как бы случайно нарушаемый авторскими отступлениями, из которых следует обратное (погиб главный герой или нет?), усиливает диалогичность повести и ещё раз показывает, что сказка написана с позиции ретроспекции, не как сказка-мечта или сказка-надежда, а как следствие. Следствие, впрочем, обращённое к будущему (диалоги о родниковой воде). Это тот случай, когда автор знает ответ, но ответ уже не важен.

     О количестве афоризмов в притче ходят легенды. Само произведение давно ушло в массовую культуру. Рисунки из «Маленького принца» украшают подростковые и молодёжные рюкзаки, обложки блокнотов. Хотя так произведение быстрее уходит в старину. К философской повести-сказке были созданы альтернативные авторским иллюстрации, часть из них удачно дополняет «вселенную» «Маленького принца», например, работы советской художницы Н. Гольц.

    Последние годы в некоторых кругах произведение стало считаться переоценённым. Причин тому две. Во-первых, намеренно аллегорически-назидательный тон, создающий иллюзию того, что автор читает общепринятые нравоучения. Во-вторых, тот факт, что произведение, кажется, более ценно символами и абстрактными идеями, которые стоят за ним, чем непосредственно содержанием («Маленький принц» по количеству метафор, подтекста и прочих отсылок – настоящий кладезь для литературоведов и критиков, это тот случай, когда критика произведения или его анализ интереснее самой книги). В упрёк автору вменяют и некоторую неровность слога, связанную с тем, что «Маленький принц» оказывается как бы произведением и не для детей, и не для взрослых (так же как и образ Принца не считается эталонной иллюстрацией детства, хотя, должно быть, именно в таком качестве он и создавался). Для кого он написан? – толкуют критики. Для детей «Маленький принц» слишком сложен, хотя, как признают все, и они отыщут в сказке смысл для себя. Для взрослых слишком прост или наивен. В произведении можно обнаружить второй, а то и третий слой. Недаром довольно длинным предстаёт даже его жанровое определение: философская повесть-сказка (другие варианты, в ином срезе трактовки и формулировки – философская сказка-притча, аллегорическая повесть-сказка). Можно усмотреть и некоторую абстрактность и неровность композиции: назидательно-схематичное повествование в начале и середине и лиричное – в конце сказки. С определённой главы произведение начинает сыпать метафорами, вместе с тем приобретая выходящую на внелитературный уровень «общемировую» печаль.

    Феномен «Маленького принца» в том, что тот второй слой, который не всегда отыскивается во время изучения повести в школьные годы, теряет ценность при чтении сказки во взрослом возрасте. Таким же неуловимым, каким оказался для рассказчика и землян сам Принц, становится и смысл произведения: в детскую пору он слишком загадочен и непостижим, взрослого читателя он перестаёт удивлять и предстаёт набором истин и назиданий. Именно сплетение назиданий со сказочной простотой и лёгкостью обращения с пространством и цветом создаёт уникальность тона и языка повести, который является главной нотой содержания. Главное в «Маленьком принце» то, что произведение говорит с каждым читателем. Переоценённость, о которой заговорили в последнее время, лишь подтверждает то, что сказке-притче пора занять своё место на полке в библиотеке и, если нужно, пролежать там несколько десятилетий, чтобы пройти перепроверку временем. То же и читателям: не перечитывайте «Маленького принца» слишком часто.

    Очень точно охарактеризовал причину создаваемого этим произведением эффекта воздействия на читателя современный филолог Н. В. Эппле: «Думаю, дело в том, что Экзюпери удалось каким-то образом создать нечто подобное мифу, выйти на какой-то трудно достижимый уровень обобщения при описании реальности». Тут стоит добавить, что всё здесь: и цвет, и пространство, и подбор главных героев – представляет общемировую архитектуру.

    Долгое время творчество А. де Сент-Экзюпери рассматривалось в 6-м классе школьного курса. Недавно произведение было перенесено в программу 7-го класса, и неизменно оно изучается в конце мая. Учащиеся 7-х классов на уроках подробно ознакомились с содержанием этой философской сказки-притчи.

    Учитель С. А. Веселова

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике